Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»
«Хакасский Институт Развития Образования
и Повышения Квалификации»

Виртуальные экскурсии


История развития ГАОУ РХ ДПО Хакасского института развития образования и повышения квалификации


История празднования Дня знаний



Исторический экскурс конкурса Учитель года

учитель_года.pngПрофессиональный конкурс российского педагогического сообщества «Учитель года России», которому исполняется в 2023 году 34 года, является для педагогов не только ориентиром мастерства и творчества, но и личностно значимым событием. Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с целью выявления талантливых учителей, их поддержки и поощрения, повышения их социального статуса и престижа педагогической профессии, распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации в соответствии с современными тенденциями развития российского образования, отраженными в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Девиз Конкурса «Учить и учиться» отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляция лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений.

Когда-то в 1989 году, когда еще существовал Советский союз, в «Учительской газете» решили, что пора организовать конкурс, в котором покажут свое мастерство педагоги со всех уголков Советского Союза.

Идея прозвучала во время учредительного съезда творческого Союза учителей. Была высказана идея: «В стране, где так много талантливых педагогов — и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, - просто необходимо чествовать «героев учительского труда». В том же году вышло первое «Положение о конкурсе «Учитель года»: конкурс проводит оргкомитет совместно с редакцией «Учительской газеты» при участии Гособразования СССР, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ, общественных педагогических объединений.

В 1990 году прошел первый конкурс «Учитель года». Желающих продемонстрировать свои умения оказалось предостаточно. 99 учителей приняли участие в конкурсе и лишь 19 дошли до финала. Они должны были провести открытый урок в незнакомом классе столичной школы по теме, которую им сообщали за два часа до начала действа. Первому победителю «Учителя года» - преподавателю русского языка и литературы Поповской средней школы Чернского района Тульской области Александру Сутормину Хрустального пеликана (символа конкурса) вручал первый и единственный Президент СССР М.С. Горбачев.

А следующий конкурс вообще стал историческим — ведь это был последний конкурс советских учителей. В его финале оказались представители многих союзных республик — Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, России.

Хрустальный пеликан уехал в Белоруссию, а через пару месяцев оказался он в другой, независимой стране. В 1992-м на первый этап теперь уже всероссийского конкурса можно было прислать любую творческую работу. Появляется пятнадцать финалистов, из которых будет выбран победитель. «Учитель года — 1992» Артур Заруба, преподаватель музыки Детгородковской средней школы Волоколамского района Московской области, сочиняет гимн конкурса (https://youtu.be/v2DDbfME0GU).

1993-й принес новинку, которая теперь стала традицией. Впервые учителя должны были провести урок для взрослой аудитории. Впервые суперфинал проходил в концертной студии «Останкино» и транслировался по телевидению.

С 1994 года молодые журналисты «Учительской газеты» начинают издавать «ПеликанЪ-дейли». Газета выходит ежедневно, и за завтраком участники и болельщики могут прочитать отчет о предыдущем дне работы конкурса. Газета «ПеликанЪ-дейли» просуществовала целых 7 лет. 1995 год — председателем попечительского совета конкурса становится Президент России Борис Ельцин. Он учреждает премии «Учителям года» и вручает их пятнадцати прошлогодним лауреатам.

Конкурсанты защищают концепцию и рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и проводят его самоанализ. Малые дисциплинарные жюри определяют  победителей в отдельных номинациях, а Большое жюри выбирает Учителя года. В этом же году появляется бессменный Председатель Большого жюри — ректор МГУ Виктор Садовничий, сейчас воспринимающийся как своеобразный талисман конкурса.

В 1996 году придумали урок-импровизацию, тема которого объявляется лишь за сутки, на котором в качестве учеников выступают пятнадцать лауреатов конкурса. Количество заданий растет, их качество усложняется. Написать эссе «Моя педагогическая философия» - дело для учителей более привычное, чем выдержать натиск журналистов и членов Большого жюри во время публичной пресс-конференции. Однако, и того, и другого конкурсанты не избежали.

В 21 веке информационные технологии зашагали по планете, заглянув по пути и на конкурс «Учитель года России». Участникам пришлось общаться не только с детьми, коллегами и прессой, но и с компьютером. Привычные не только учить других, но и постоянно учиться чему-то новому, участники освоили Windows, научились пользоваться Интернетом и даже создали презентацию и собственный web-сайт.

2001 год. Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования, редакция «Учительской газеты», ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, Российский Союз Молодежи, Московский городской педагогический университет, Гуманитарный издательский центр «Владос» учредили некоммерческую организацию «Фонд поддержки российского учительства». Президентом избран ректор Московского городского педагогического университета Виктор Васильевич Рябов. Отныне именно фонд организует Всероссийский конкурс «Учитель года России». А в 2002-м педагоги решили объединиться в клуб: «Межрегиональный клуб «Учитель года» позволяет делиться опытом, дружить и общаться не только раз в год. В 2005 году министр образования и науки Андрей Фурсенко объявляет, что отныне конкурс будет проходить на родине победителя. Теперь наблюдать за действием лучших учителей России смогут не только москвичи. Славу родному городу уже принесли 3 победителя-провинциала: финал конкурсов проходил в Калининграде, Челябинске и Череповце. «Учитель года России 2007» принес организаторам сюрприз: абсолютных победителей оказалось сразу два — из Москвы и Санкт-Петербурга. Из нововведений 2008 года — конкурсанты представляли собственный инновационный проект, а оценивали конкурсантов непривычные междисциплинарные жюри.

Для Республики Хакасия вспоминаются особо памятные достижения учителей, принявших участие в конкурсе Учитель года. В десятку лучших учителей страны в 1991 году вошёл Сергей Михайлович Верхотуров, учитель МБОУ «СОШ № 1» города Абакана. В  1992 году лауреатом конкурса стала Галина Семеновна Сицукова, а в 1994 году -  Надежда Николаевна Широглазова, учителя учитель МБОУ «Гимназия» города Абакана. В числе 15 победителей в 1999 году названа Елена Викторовна Дудаль, учитель МБОУ «Гимназия» города Абакана, а в 2022 году в число 15 лучших вошёл  Андрей Александрович Колоухов учитель МБОУ «СОШ № 1» города Абакана.

Особой внимание в истории конкурса необходимо уделить Дмитрию Александровичу Тодышеву, учителю географии школы № 30 города Абакана участнику конкурса   2002 года. Дмитрий Александрович вошёл в  5 лучших и победил в номинации конкурса «Традиции в образовании». Кульминационным моментом стало вручение ему  приза «Хрустальный пеликан», который «прилетел»  в Хакасию.

Хронология призеров регионального этапа Всероссийского конкурса Учитель года.

  • 1998-Голубь Ирина Анатольевна, учитель музыки Абаканской школы № 1

  • 1999 – Дудаль Елена Викторовна, учитель французского языка МОУ «Гимназия» г. Абакана

  • 2000 – Чиркова Светлана Леонидовна, учитель истории и права МОУ СОШ № 14 г. Абакана

  • 2001 – Ридер Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 24»  г. Абакана

  • 2002 – Тодышев Дмитрий Александрович, учитель географии МОУ «СОШ № 30» г. Абакана

  • 2003 - Долян Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 26 с УИОП»   г. Абакана

  • 2004 – Тараканова Анна Сергеевна, учитель английского языка МОУ «Гимназия» г. Абакана

  • 2005 – Валов Сергей Юрьевич, учитель МОУ «Абазинская СОШ № 50»

  • 2006 – Волкова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия»           г. Абакана

  • 2007 – Кирсанов Дмитрий Евгеньевич, учитель истории МОУ СОШ № 25
    г. Абакана

  • 2008 – Озерова Галина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1                г. Абакана

  • 2009 - Якушева Любовь Михайловна, учителя технологии МОУ Лицей № 7 г. Саяногорска

  • 2010 - Долян Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 26 с УИОП»                    г. Абакана

  • 2011 - Захарова Олеся Николаевна, учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ № 1» г. Абакана

  • 2012 - Кричевцова Светлана Феликсовна, учитель английского языка МБОУ г. Саяногорска СОШ № 2

  • 2013 - Шлокин Олег Викторович, учитель МБОУ Бейской общеобразовательной школы-интерната среднего полного (общего) образования Бейского района

  • 2014 – Немцева Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия»                г. Черногорска

  • 2015 - Колупаева Татьяна Олеговна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Абакана «СОШ № 30».

  • 2016 – Большакова Елена Петровна, учитель английского языка МБОУ Ширинская СШ №18.

  • 2017 – Игнатенко Инна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ города Абакана «СОШ № 1».

  • 2018 – Сулекова Ирина Александровна, учитель истории Устино-Копьевская СОШ Орджоникидзевского района.

  • 2019 – Степанчук Николай Николаевич, учитель информатики МБОУ «СОШ № 9» г. Абакана.

  • 2020 – Фирсова Валентина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей имени Алексея Геннадьевича Баженова» (Черногорск), представляла РХ в Фролова Алина Александровна, учитель математики МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»

  • 2021 – Роговский Роман Владленович, учитель физики и математики МБОУ г. Абакана «СОШ           № 9»

  • 2022 – Колоухов Андрей Александрович, учитель английского языка  МБОУ г. Абакана «СОШ         № 1»


Успех – не случайность.

Это кропотливая работа,

настойчивость,

целеустремленность и

прежде всего – любовь к тому,

что вы делаете

или учитесь делать…..

Становление логопедической работы и логопедической помощи детям в нашей Республике

logopedi.jpg

Слово «логопед» у многих людей ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения.

Логопед – это первый учитель, который, работая с детьми, осуществляет вклад в их завтрашний день, развивая и формируя навыки владения правильной речью, столь необходимой для успешной жизни. Роль логопеда в жизни ребенка сложно переоценить. Его миссия – это своевременная мера, направленная на то, чтобы предупредить развитие дефектов речи на раннем этапе развития ребенка, а также исправить уже имеющиеся отклонения.

Как складывалась логопедическая работа и логопедическая помощь детям в нашей Республике?

Логопедическая помощь в Республике Хакасия начала оказываться в 1963 году при вспомогательной школе г. Абакана. В конце 1960-х годов открывается логопедический кабинет при областной больнице. В 1976 году в г. Абакане открылся логопедический кабинет при городской детской поликлинике. В 1970-е годы в Абакане, Черногорске открываются первые логопедические группы в дошкольных образовательных учреждениях.

О массовом развитии сети учреждений, где оказывается логопедическая помощь в республике, можно говорить с начала 1990-х годов. В Абакане в 1987 году было 12 логопедических групп, а к 1994 году их открыто уже 19. Открываются специализированные детские сады для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1991), для детей с нарушениями речи (1993).

В 1990-е годы детям школьного возраста помощь оказывается на 13 логопедических пунктах при общеобразовательных школах г. Абакана. В г. Черногорске открылись логопедические пункты в семи школах.

photo_2024-03-01_11-39-00.jpgПроцесс открытия учреждений, где оказывается логопедическая помощь детям, продолжается, в 2000-е годы: открыты две логопедические группы в Таштыпском районе, две – в Алтайском, три – в г. Абакане. В последние годы открываются частные учреждения, оказывающие логопедическую помощь детям. Оказание методической помощи началось с создания методического логопедического центра, где организовывались консультации, стажировки, обучение учителей-логопедов и воспитателей. Было организовано дифференцированное обучение учителей-логопедов и воспитателей, имеющих разный уровень готовности к коррекционной работе с детьми.

В развитии логопедической помощи в Республике Хакасия есть определенные достижения и, вместе с тем, есть возможность и необходимость ее совершенствования.

photo_2024-03-01_11-39-23.jpg

Огромный вклад в становлении логопедической работы в Республике внесла Наталья Константиновна Долгих, кандидат педагогических наук. В период с 1998 по 2010 годы под её руководством проводится колоссальная работа по совершенствованию коррекционной и логопедической работы.

Учитывая острую необходимость оказания логопедической помощи детям республики, в 1998 году при Хакасском республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования была открыта группа для детей с речевыми нарушениями на период летнего времени, работающая на хозрасчетной основе.

На базе этой группы были обучины учителя-логопеды по оказанию логопедической помощи детям с легкими формами речевой патологии.. Всего за 2 года прошли обучение 35 учителей-логопедов, со средним и низким уровнем готовности к логопедической работе, Для учителей-логопедов были разработаны методические рекомендации по оказанию краткосрочной логопедической помощи детям, рассчитанные на 2 месяца работы.

В Республике Хакасия существует проблема оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста, не посещающим логопедическую группу, но при этом имеющим отдельные недостатки звукопроизношения или недоразвитие фонематического восприятия. Это обстоятельство позволило найти путь решения данной проблемы – открытие логопедических пунктов в ДОУ.

Повышению эффективности коррекционной работы способствовало развитие системы диагностики различных отклонений в развитии ребенка. С этой целью в 2001 году постановлением Правительства Республики Хакасия при Министерстве образования и науки Республики Хакасия было создано Республиканское государственное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость», на базе которого была организована республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» тесно сотрудничал с кабинетом коррекционной педагогики Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, которым руководила Наталья Константиновна. На базе Центра осуществлялось обучение учителей-логопедов: оказывались методические консультации по совершенствованию коррекционно-развивающих программ, проводились семинары, распространялся опыт по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

photo_2024-03-01_11-39-28.jpgС 1998 по 2010 годы в развитии логопедической работы задействованы многие учреждения Республики, а именно: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад – центр развития ребенка «Колокольчик» компенсирующего вида г. Абакана Республики Хакасия, а также в 6 логопедических группах детских садов г. Абакана (№ 20, № 3, № 11), 2 логопедических группах с. Белый Яр, 4 логопедических группах г. Черногорска (№ 20, № 14), 4 логопедических группах г. Саяногорска (№ 22, № 8), а также на логопедических пунктах 3-х школ г. Абакана (№11, № 22, № 12), логопедическом пункте школы № 50 г. Абазы; логопедических пунктах школ № 18, № 5 г. Черногорска. Данная работа охватила детские поликлиники г. Абакана, Черногорска и Саяногорска; учреждения социальной защиты населения г. Абакана, Саяногорска.

В то время в Республике Хакасия актуальной остается проблема подготовки кадрового состава логопедов, осуществляющих логопедическую помощь детям, так как от этого зависит эффективность коррекционного процесса. Среди логопедов в Республике Хакасия не более 15% имели специальное дефектологическое образование.

           На ступени совершенствования логопедической помощи в образовательных учреждениях Республики Хакасия было сосредоточено внимание на подготовке логопедических кадров. Она включала подготовку воспитателей при колледже Педагогического образования, информатики и права по дополнительной специальности «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками речевого развития». Была разработана и внедрена программа курса «Основы логопедии», главной задачей которого явилось обучение студентов основным методам и приемам выявления и коррекции речевых нарушений, развитие у них навыков коррекционной работы. В конце обучения студенты проходили комплексную педагогическую практику в течение месяца в логопедических группах детских садов, где совместно с учителями-логопедами решали вопросы коррекции речи и профилактики ее нарушений.

photo_2024-03-01_11-39-31.jpgВ ходе обучения педагогов была пересмотрена работа кабинета коррекционной педагогики Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования: проведена диагностика проблем учителей-логопедов, выявившая следующие трудности: недостаток профессиональной компетентности специалистов, незнание современных коррекционных технологий, неумение устанавливать взаимодействие в работе специалистов и другие. Составлен банк данных учителей-логопедов. Были составлены программы целевых и проблемных курсов с учетом интересов учителей – логопедов, которые анализировались с помощью тестирования, анкетирования, позволяющего выяснить уровень их готовности к коррекционной работе и на основе этого организовать дифференцированное обучение. Курсы проводятся 1 раз в год. Для учителей-логопедов была составлена программа организационно-деятельностной игры (ОДИ) по теме: «Технология составления модели рабочей программы «Совершенствование коррекционной работы учителя – логопеда. По желанию слушателей в 2008 году была организована дистанционная форма обучения.  


photo_2024-03-01_11-39-35.jpg

В 2005 году школа 17 становится базовой площадкой ХРИПКиПРО по теме "Внедрение коррекционных и здоровьесберегающих технологий" руководителем которой является Наталья Константиновна. Основное направление площадки - распространение и обмен опытом работы в использовании новых коррекционных и здоровьесберегающих технологий в рамках системообразующих и интегрирующих процессов обучения и воспитания с учетом медицинского сопровождения. Условием реализации является формирование коррекционно-развивающей среды как условия успешной организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.  

Неоценимый вклад в становлении логопедической работы в Республике Хакасия был представлен Натальей Константиновна в статьях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. В 2008 году она защищает диссертацию на тему «Развитие логопедической помощи  детям в Республике Хакасия».В современных социально-экономических условиях проблема выбора направлений дальнейшего развития региональной системы логопедической помощи детям с нарушениями речи приобретает особую актуальность. Развитие речи – это важнейшая составляющая ФГОС. В настоя щее время особое значение придается формированию коммуникативных действий детей, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками.  

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний   день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Именно этому учила своих студентов Наталья Константиновна. Сегодня нам очень приятно, что деятельность такого замечательного человека продолжается в делах учителей-логопедов Республики.

Перечень статей и методических пособий, опубликованных Натальей Константиновной.

1. Долгих Н.К. Повышение эффективности курсовой подготовки воспитателей логопедических групп в Республике Хакасия/ Н.К. Долгих // Дополнительное образование и воспитание: научно-методический журнал. - 2006, - №12. - С 24-28. – (0,25 п.л.).

2.Долгих Н.К. Новые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда./ Н.К.Долгих //Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования: Сб. науч. статей. – Абакан: отдел изд. деятельности «Роса» ХРИПКиПРО, 1999. – С. 23-25.- (0, 31 п. л.).

3.Долгих Н.К. Совершенствование коррекционной работы логопеда детского сада. / Н.К.Долгих // Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика: Сб. науч. статей. – Абакан: отдела издательской деятельности «Роса» ХРИПКиПРО, 1999. – С. 138-141.- (0,25 п. л.).

4.Долгих Н.К. Проблемы совершенствования логопедической помощи в Хакасии: тезисы. / Н.К.Долгих // Республика Хакасия как субъект Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. 2. – Абакан, 2000. – С. 172-173.- (0,11 п. л.).

5.Долгих Н.К. Повышение эффективности коррекционной работы логопеда. / Н.К.Долгих // Развитие образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: научно-методический сборник. Абакан: отдел издательской деятельности «Роса» ХРИПКиПРО, 2000. – С. 138-143.- (0,37 п.л.).

6.Долгих Н.К. Роль летней педагогической практики в профессиональном становлении студента. / Н.К.Долгих, Т.А.Дорофеева // Актуальные проблемы теории и практики среднего профессионального образования: материалы научно-практических конференций 2000-2001 гг. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2001. – С. 68-69.- (0,11 п. л.; авторский вклад – 50%).

7. Долгих Н.К. Состояние логопедической помощи детям в городе Черногорске. / Н.К.Долгих // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – С. 316-322. - (0,24 п. л.).

8.Долгих Н.К. Система специального образования Хакасии. / Н.К.Долгих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал.- 2005.-№ 3. – С. 50-53. - (0,13 п.л.).

9. Долгих Н.К. Актуальные вопросы подготовки специалистов к проведению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями в системе ИПК в Республике Хакасия. / Н.К.Долгих // Основные направления модернизации современного дошкольного образования: материалы региональной научно-практической конференции. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им.Н.Ф.Катанова, 2005.– С. 15-16.- (0,20 п. л. ).

10.Долгих Н.К. Актуальные вопросы повышения эффективности коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. / Н.К.Долгих // Поиск, научно-методический журнал № 2 (11). Приложение, 2005, Изд-во МО и НРХ. ХРИПК и ПРО.- С. 10-12.- (0,18 п. л.).

11. Долгих Н.К. Совершенствование подготовки логопедов в Республике Хакасия. / Н.К.Долгих // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сб-к научных трудов Татарского государственного университета. – выпуск 9/ сост. и науч. ред. Р.Ш.Маликов. – Казань: Изд-во Татарского гуманитарно-пед ун-та, 2006. – С.55-57. – (0,23 п. л.).

12 Долгих Н.К. Повышение эффективности курсовой подготовки учителей-логопедов в условиях системы ИПК. / Н.К.Долгих //Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: сборник научных трудов: в 2 кн. – Ч. 1 / под ред. Е.Ю.Куликовой. – Новосибирск. Изд. НГПУ, 2007.- С. 64-68.- (0,30 п. л.).

13. Долгих Н.К. Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Хакасия. / Н.К. Долгих // Создание оптимальных условий социальной адаптации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Абакан: Изд-во МО и НРХ. ХРИПК и ПРО, 2009, С 7 -9.- (0,24п.л.)

14. Долгих Н.К. Опыт организации повышения квалификации учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп на краткосрочных курсах в Республике Хакасия / Н.К. Долгих // Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развиающего процессов в дошкольном образовании6 сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Томск: ЦНТИ, 2010.- 231-235 – (0,3 п.л.)